Форум » Актуальные беседы » Про полынь и петрушку - 1 » Ответить

Про полынь и петрушку - 1

Hennessy: на Полтавщине до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь можно встретить там мавку, русалку. По поверью, увидев тебя, русалка спрашивает : "Полин чи петрушка?" Нужно ответить: "Полин!" Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: "Сам згинь!" Но если мавка услышит: "Петрушка!" - сразу же закричит: "Ти ж моя душка!" - и защекочет до смерти. вооооооооот... Мой извращенный мозг родил три вопроса... Что будет, если ты не боишься? вот ВООБЩЕ?! она будет тебя держать пока ты не умрешь с голоду?! или как? второй вопрос читайте в теме под номером 2

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Grillus811: А если её саму начать щекотать в ответ? Кстати, на форуме или на нашем сайте мне такой рассказик попадался.

mark: Отдельные индивиды не боятся щекотки только потому, что их щекотали только люди. Для духов (русалка относится к духам) очевидно не существует людей, которые не боятся щекотки.

Qwerty123: о! переходим к высоким материям, например к астральной щекотке. на рассотянии...


Amateur: Ну об этом легенды умалчивают )) Видимо русалкам такие пока еще не попадались )))

Hennessy: мы просто с Марысей ездили в поля вдоль реки Оки на шашлыки. И там застряли... уже ночь, туман пополз, миллионы майских жуков вылезают из земли... Фиг знает кого ожидать из реки... Погост вдали гостепреимно поблёскивает склепиками и саркофагиками. И пива с собой литров 10. Извините за странные вопросы.

boccob: Скорее вам надо было кого-то ожидать у реки. Заблудившегося симпатичного путника.

Ickis: При таких условиях появляется обычно Лох-Несское чудовище, и петрушкой оно вроде как не интересуется. Тогда вот еще встречный вопрос - есть ли в фольклоре других народов существа с тематичным интересом, или подобный интерес теплился в коллективном бессознательном только словянских народов?

marsylij: boccob пишет: Скорее вам надо было кого-то ожидать у реки. Заблудившегося симпатичного путника. путника не было было вот это

Hennessy: boccob пишет: вам надо было кого-то ожидать "...нам не к лицу, мы не умеем..." (с) Лопе де Вега.

teo: Hennessy Hennessy пишет: .. Что будет, если ты не боишься? это не твой случай

adm-shekotun: teo пишет: это не твой случай Ну, бывали у неё и такие казусы ;) Hennessy пишет: Что будет, если ты не боишься? А что будет,.. поспишь. Приятно же, чешут тебя женские ручки...

ursoid: Ickis пишет: Тогда вот еще встречный вопрос - есть ли в фольклоре других народов существа с тематичным интересом, или подобный интерес теплился в коллективном бессознательном только словянских народов? Первое, что приходит в голову - шурале. Специальное чудище лесное, которое щекочет путников насмерть.

friend: ursoid пишет: Первое, что приходит в голову - шурале. В общем, да. Но вроде бы это не совсем народный фолькор, а поэма Габдулы Тукая.

ursoid: Он поэму не на пустом месте придумал. А потом, у африканских народов вроде встречаются всякие духи, щекочущие одиноких охотников. У полинезийцев, кажется, что-то подобное тоже было, но они народ более кровожадный, их полинезийское чудовище щекочет когтями и клыками, сдирая при этом куски кожи. У китайцев тоже были какие-то духи-щекотуны, у них вообще всякой нечисти как собак нерезаных. Надо поискать в Гугле.

Михаил: Ickis пишет: ...есть ли в фольклоре других народов существа с тематичным интересом, или подобный интерес теплился в коллективном бессознательном только славянских народов? Как-то несколько лет назад мне попалась филиппинская сказка, в которой среди прочих препятствий, которые должен был преодолеть герой, было место, населённое сказочными птицами. Всякого проходящего через это место птицы щекотали своими перьями, и те, кто начинал хохотать, превращался в камень. Подробностей, к сожалению, не помню.

Hennessy: Ickis пишет: Лох-Несское чудовище, и петрушкой оно вроде как не интересуется. так и вижу - сиплым голосом: Мужики, табачку не найдется?...

Wilka: Михаил пишет: Как-то несколько лет назад мне попалась филиппинская сказка, в которой среди прочих препятствий, которые должен был преодолеть герой, было место, населённое сказочными птицами. Всякого проходящего через это место птицы щекотали своими перьями, и те, кто начинал хохотать, превращался в камень. Подробностей, к сожалению, не помню. Точно,я тоже в детстве читала!

Hennessy: ну, в отличии от Михаила, ты-то помнишь подробности?

Wilka: Да,собственно,птицы защекотали двух братьев девушки,как звали девушку-не помню.Одного брата защекотали сразу,другой выдержал несколько раундов,но в конце концов тоже обратился в камень.А девушка пошла их выручать и была в золотых доспехах.Когда птицы начали её щекотать,она ничего не почувствовала.Чем только всё это кончилось-не помню.

Hennessy: и как она их расколдовала?

teo: Hennessy пишет: и как она их расколдовала? фу, фу, фу, пошлятина в голову лезет

Wilka: Вот не помню подробностей!В детстве одно время почему-то читала всякую мотню:африканские сказки,испанские,венгерские и т.п.

Avast: а по моему не было русалок, а были девушки которым нравилось щекотать...

Hippo77: Если русалка начинает спрашивать о петрушке, может помочь заклинание "отпусти меня, чудо-трава"... авось, и попустит :)

Михаил: Avast пишет: а по моему не было русалок, а были девушки которым нравилось щекотать... Вот и я, как атеист, тоже так же думаю. И поэтому думаю, что русалка не защекочет до смерти, а просто пощекочет в своё удовольствие и отпустит. Особенно если будет надеяться на повторение - что это не последняя встреча...

adm-shekotun: Михаил пишет: Вот и я, как атеист, тоже так же думаю Хм...... Вообще-то у православных как-то с русалками не очень...

Михаил: adm-shekotun пишет: Вообще-то у православных как-то с русалками не очень... Извините, пожалуйста, но я совершенно не понял, что значит "не очень" про русалок и православных. О чём здесь идёт речь? И, кстати, каких православных - северных или южных? В книге "Нечистая, неведомая сила", изданной в 1990 году Молодёжным центром штаба ЦК ВЛКСМ "Эдельвейс", говорится: В качестве наследства от языческих предков славян, принесённого с берегов тихого Дуная на многоводные реки славянского Востока и на его глубокие и светлые озёра, этот миф значительно изменился в Великороссии. Из весёлых, шаловливых и увлекательных созданий южных славян и наших малороссов русалки в стране угрюмых хвойных лесов превратились в злых и мстительных существ наравне с дедушкой водяным и его сожительницами вроде "шутовок" и "берегинь". Таким образом, между малороссийскими "мавками" или "майками" и "лешачихами" лесной России образовалась большая пропасть, отделяющая древние первобытные верования от извращённых позднейших. Русалок, поющих весёлые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрёпы и нечёсы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить. При этом следует заметить, что в Великороссии даже не всегда про них знают. В редких местностях вообще о них вспоминают и рассказывают как о существах живых и действующих, подобно прочей злой и уродливой нечисти. Но зато повсеместно сохранились так называемая русальная неделя и русалкино заговенье (на Петровки или апостольский пост). И эти празднества ясно показывают, насколько северная лесная русалка не похожа на ту, которая пленяла и вдохновляла наших поэтов. А от себя скажу: хотя мои корни уходят в северную Ярославскую губернию, моё представление о русалках самое что ни на есть южное: именно весёлое, шаловливое, легкомысленное создание (если, конечно, её саму не обижать). Эту разницу в отношении к русалкам можно наблюдать в двух фильмах "Питер Пэн": советский двухсерийный ("Беларусьфильм", 1987 - там они вполне безобидны) и американский, режиссёра П.Дж.Хогана (2003 - там на них даже глядеть страшно).

Не-ученый: Кстати, а хотите версию откуда русалки подцепили столь экстравагантную привычку? Очень может быть, что от татарской нечисти, именно в татарском фольклоре шурале и другие имеют склонность щекотать. Если вам нужна ниточка - то название русалки "Лобаста", встречающееся в южном фольклоре скорее всего немного переиначенное слово "Албасты", так у тюркоязычных народов называется группа нечисти. В любом случае привычка защекотывать людей встречается в массовом порядке разве что в русском и татарском фольклоре, в других просто не знаю - там это разве это эпизодически. А для разрядки - редкий случай полного поражения сверхъестественного существа http://www.planetaskazok.ru/narodrossii/ohotnikikajgusdrskz Примечание: Кайгусь - не имя, а "фамилия", род сверхъестественных существ обоего пола

sonic_heg: Эту разницу в отношении к русалкам можно наблюдать в двух фильмах "Питер Пэн": советский двухсерийный ("Беларусьфильм", 1987 - там они вполне безобидны) 2 серия, сцена с русалками с 4.47 (посмотреть можно где угодно, хоть здесь http://www.youtube.com/watch?v=uXodCoxroxQ&feature=watch-now-button&wide=1 ) Питер тоже предупреждает Венди насчет русалок. И песня у них слегка тематическая.

ursoid: Полынь, петрушка... самое верное - крапива! Во всяком случае, такой тематический рассказ я когда-то читал (не спрашивайте где, не помню). Там русалка с человеком заключила уговор. Ей, видите ли, очень захотелось самой снова стать человеком, а способ есть только один - проиграть кому-то в любимой русалочьей забаве, где им нет равных. Сумеет человек её защекотать так, чтобы о пощаде взмолилась и сознания лишилась - значит, победил, а она станет обычной женщиной. А если сам засмеётся - русалка его утащит под воду, и станет одним водянцем-утопленником больше. Человек сумел её одолеть, заманив сперва в заросли крапивы, где русалка потеряла свою волшебную силу (но не подвижность!), а потом уже в равной борьбе скрутил и связал руки-ноги верёвкой из крапивных волокон, так что ни вырываться, ни сопротивляться русалка уже не могла. Ну а потом дело техники. Крапива, кстати, издревле считалась мощным антимагическим оберегом. Достаточно вспомнить сказку про двенадцать лебедей и их сестру с рубашками. Ткань или верёвка из крапивы отвращает сглаз, снимает проклятия, отпугивает нечисть и т.д. и т.п. Что же до рассказа, то тут есть и вполне разумный аспект: залезьте-ка с голым задом в заросли крапивы, и вам сразу станет не до смеха, кто бы там ни щекотал.

Михаил: Сегодня нашёл в Интернете изображение шурале на обложке одноимённого сборника стихотворений татарского поэта Габдуллы Тукая (1886-1913):

Ickis: А вот оказывается зачем вообще русалки щекочут людей: С помощью щекотки они пытаются «распознать» живого. Ведь смех — это признак жизни. Таким же образом мертвецы обнаруживают живого и в североамериканском индейском мифе: героя, который пробирается в царство мертвых, где живут предки-животные, — щекочут. «Тогда весенний лосось сказал: «Неужели вы не видите, что он мертв?» Но тот не поверил и сказал: «пощекочите его, тогда мы увидим, жив он или мертв». (источник) Что там говорил Маркс/Энгельс - "Жизнь это способ существования белковых тел"? Фиг, жизнь - это боязнь щекотки, вот так. В ответ собственно на вопрос обсуждения, русалки наверное делают это как-то особенно, что любое живое существо неизбежно отзывается. Будучи нежитью, существами из царства духов, они слепы в этом мире, и узнают живых таким вот образом (ну или тянутся к живущим, не имея своей жизни).

Sinaeva: Ого. Век живи- век учись. Очень интересно. Спасибо! :)

Hennessy: Берегитесь, коллеги, у меня грядет зелёная неделя ) буду зазывать в гости и на природу пивка попить - не верьте

Ickis: Пива не будет?

trickster: Петрушка!

Михаил: Михаил пишет: Как-то несколько лет назад мне попалась филиппинская сказка, в которой среди прочих препятствий, которые должен был преодолеть герой, было место, населённое сказочными птицами. Всякого проходящего через это место птицы щекотали своими перьями, и те, кто начинал хохотать, превращался в камень. Подробностей, к сожалению, не помню. Вот, нашёл я эту сказку, называется она "Зеленоволосая принцесса" и опубликована в сборнике "Умная Марсела" (Петербург-Москва, "Речь", 2014). Книгу можно взять в детской библиотеке №180 (Москва, улица Профсоюзная, дом 92, телефон 8-495-335-57-22). Вот этот отрывок из сказки. На третий день бабушка Попо сказала: - Сегодня злые колдуньи не принесут ничего, зато начнут соблазнять вас птицей-семицветкой. Эта птица тому, кто её поймает, принесёт счастье и удачу, но только поймать её не удалось ещё никому. Птица эта живёт за семью горами, и каждого, кто сумеет туда добраться и подойдёт к ней, она и другие птицы, её подруги, начинают щекотать. И если человек не выдержит щекотки и засмеётся, он сразу превращается в камень. На тех горах, куда ни глянь, всюду окаменевшие фигуры людей. <...> Принц Педро не послушал брата и сестру, сел на коня и уехал. Когда Попо вернулась домой и об этом узнала, она воскликнула: - Бедный принц, он уже превратился в камень! На другое утро Попо никуда не пошла. Вдруг принц Пелипе сказал: - Верьте мне - я не только спасу брата, но и принесу семицветку! И как ни уговаривали его сестра и бабушка Попо отказаться от своего намерения, в конце концов им пришлось его отпустить. Когда принц Пелипе добрался до первой горы, к нему слетелось множество прекрасных птиц с яркими перьями Они стали щекотать его и кричать: - Вот пришёл принц Пелипе за принцем Педро и за семицветкой! Но сколько ни щекотали его птицы, принц Пелипе не засмеялся. Когда он поднялся на вторую гору, птицы снова налетели на него и начали щекотать. Однако и тут принц хоть и с трудом, но удержался от смеха. Когда же принц Пелипе достиг вершины третьей горы, птиц налетело ещё больше и они защекотали его вдвое сильней. Принц Пелипе не выдержал, засмеялся и тут же превратился в камень. Долго ждала братьев принцесса, но, не дождавшись, решила сама отправиться их искать. Как ни отговаривала Попо, как ни пугала опасностями, отговорить принцессу так и не удалось. Ильюроса сказала: - Не тревожься, бабушка Попо, моё волшебство поможет мне оживить всех, кого семицветка превратила в камень. Пусть появятся у меня быстрый как ветер конь, золотые доспехи и золотой меч! И всё это тут же появилось. Принцесса крепко обняла бабушку Попо, поцеловала её, вскочила на коня и скрылась. Когда принцесса Ильюроса поднялась на первую гору, стая красивых птиц налетела на неё и начала щекотать. Но благодаря золотым доспехам принцесса не почувствовала щекотки. Так поднималась она на одну гору за другой, и на каждой птицы налетали на неё большей стаей, чем до этого, и кричали: - Вот идёт принцесса Ильюроса за принцем Педро, принцем Пелипе и семицветкой! Но принцесса всё ехала по горам, и золотые доспехи надёжно защищали её от птиц. Наконец она добралась до седьмой горы, где жила сама семицветка. Принцесса увидела птицу и едва не ослепла от блеска её перьев. Семицветка пропела: - Вот принцесса Ильюроса, она пришла за семицветкой! Птица слетела к принцессе и села к ней на плечо. Принцесса Ильюроса схватила семицветку за хвост, вытащила из ножен золотой меч и сказала: - Верни мне двух моих братьев и их коней и оживи всех, кого ты превратила в камень! Если не сделаешь этого, я отсеку тебе голову! - Пощади меня, и я отдам тебе твоих братьев и их коней, - взмолилась семицветка. - Верни сейчас же, а то не отпущу, - пригрозила принцесса. Тогда семицветка сказала: - Вырви из моего крыла перо и воткни в землю. Принцесса так и сделала. Едва она воткнула перо в землю, как перед ней появились оба её брата верхом на конях и много других людей - все, кого птицы превратили в камень. Принцесса воскликнула: - Пусть появится золотая клетка для птицы и золотые доспехи для моих братьев! И тут же всё появилось. Принцесса посадила птицу в клетку, принцы надели золотые доспехи, и все отправились в обратный путь. И вот рисунок Леонида Владимирского: Но жаль, конечно, что именно такие там были условия. Нет чтобы: поднялся на гору, пощекотали тебя птицы в своё (и твоё) удовольствие, похохотал - и пошёл обратно, чтобы потом ещё прийти. И бог с ней, с этой семицветкой (надо думать, радужной) - все люди как-то живут без неё, и мы проживём. Просто прийти и тематически пообщаться с этими милыми птичками, тем более что они и говорить умеют.

Лея: "Сказка ложь, да в ней намек!" Сказки ведь не просто так писались, в них глубокая мудрость народа была заключена, передаваемая из поколения в поколение для научения - не только детей, но и взрослых (к сожалению, многое из этого смысла утеряно, уже не восстановить). Поэтому птицы для тематического удовольствия - это соврешенно другая литература). В этой сказке мне просто не понравился один момент, который можно было бы совершенно по-другому донести. У девушки были золотые доспехи, а зачем ей собственно они? Неужели только с помощью каких-то там внешних атрибутов можно было обеспечить себе победу в схватке с птицами? На мой взгляд, было бы куда более поучительно написать о том, что любовь девушки к братьям своим, ее сила воля и характер смогли сотворить настоящее чудо и щекотливая, но терпеливая и выносливая девушка одержала-таки победу и спасла свою семью. Потому что так обычно и происходит в жизни (по крайней мере достаточно часто), что человек в стрессовой для себя ситуации показывает возможности, о которых даже и не подозревал ранее, особенно когда речь идет о спасении близких ему людей). И откуда только силы берутся?) Да и вообще, когда сильное желание есть, много чего возможно...

Михаил: Здесь Вы правы. Именно поэтому, когда Г.Х.Андерсен вставил эпизод, когда Герда на подходе ко дворцу Снежной Королевы читает молитву, и ей на помощь приходят ангелы, то я, как атеист, счёл, что этим эпизодом автор оскорбил Герду. Это один из немногих случаев, когда советская цензура сделала хорошее дело, удалив этот эпизод и показав, что Герда - сама, без посторонней помощи! - преодолела все преграды. Как я узнал позже, от подобного гадкого эпизода цензура освободила ещё одну сказку Г.Х.Андерсена - "Дочь болотного царя". Возвращаясь к "Зеленоволосой принцессе", можно сказать, что, если бы сказку сочиняли в наше время, то, возможно, принцесса заказала бы себе скафандр. Но всё же, как ни крути, а она спасла и своих братьев, и всех, кто был превращён в камень ранее. Пусть это не заоблачный героизм, но, несомненно, хороший поступок. Давид Найдис в "Библейской правде" так пишет про поединок своего тёзки с Голиафом: И здесь пришла пора высказать очередную крамольную мысль: подвиг юного Давида непомерно раздут! Говоря начистоту, это вовсе не был никакой подвиг. Потому что, совершая подвиг, человек сознательно идёт на верную смерть. Когда воин бросается на амбразуру дзота, он совершает подвиг. Известно более тридцати случаев, когда солдаты Красной Армии закрывали грудью фашистский дзот, спасая жизни своих товарищей и позволяя им захватить стратегическую высоту. Кстати, к Вашему сведению, среди этих тридцати героев, совершивших подвиги во славу Родины, были три еврея. Некоторые из тридцати бойцов всё же остались живы. Но это не умаляет их заслуг, - они шли на верную смерть. Поступок Давида нельзя назвать и героическим поступком. Потому что, совершая героический поступок, человек рискует жизнью. Тот, кто бросается в горящий дом, чтобы спасти ребёнка, тот, кто идёт с гранатой на танк, тот, кто в одиночку врывается в бандитское логово, - совершают героический поступок. Поступок Давида нельзя назвать и смелым поступком. Потому что, совершая смелый поступок, человек рискует своим здоровьем, рискует быть раненым, изувеченным, рискует заразиться опасной болезнью. Войти безоружным в клетку со львом, схватиться в единоборстве с заведомо более сильным противником, остановить коня на скаку, лечить больного тифом вне больничных условий, - всё это смелые поступки. Поступок Давида был просто поступком. Пусть даже с большой буквы "П". Утверждая это, автор вовсе не желает умалить достоинств Давида. Автор (тоже, кстати, Давид) очень уважает людей поступка, людей дела, а не слова. Тех, которые что-то делают, а не говорят, что могли бы сделать ещё лучше. Написав эту книгу, автор без ложной скромности считает, что совершил поступок. Ловкий, сильный, меткий бросок Давида был Поступком без всяких высококачественных определений. Но белокурый юноша не шёл на верную смерть, не подвергал никакой опасности ни жизнь свою, ни своё здоровье. Он рисковал не более, чем рискует метатель молота на спортивных соревнованиях. Могучий Голиаф, с его трёхпудовыми латами, не представлял для Давида абсолютно никакой опасности. Посудите сами: опасен удав для муравья? Огромный слон панически боится маленькой мышки. Она его может укусить, а он её - нет. Он даже растоптать её не может. Пока подымет и опустит ногу, мышка прогуляется под ней десять раз туда-сюда. Давид не зря отказался от лат и от меча. Они бы только сковывали его движения. Это был неравный поединок. Огромное преимущество было на стороне Давида. Он был лёгок и ловок, быстро перемещался по полю, мог увернуться от удара. Но он даже не вошёл в контакт с Голиафом, он был недосягаем для богатырского меча. Голиаф не только не имел возможности рассечь его, но не мог даже ущипнуть такого противного противника. Если бы Голиаф погнался за Давидом, поединок кончился бы для него ещё позорнее, - он умер бы от разрыва сердца. Известный исторический пример. Легко одетые и плохо вооружённые воины Александра Невского наголову разбили неповоротливых немецких рыцарей, под тяжестью которых трещал и ломался лёд. В книге Марка Твена "Янки при дворе короля Артура" есть забавный эпизод. Молодой парнишка янки, волею судьбы заброшенный в средневековую Англию, вызван на поединок одним из грозных рыцарей короля Артура. Как и Давид, он отказывается от лат, копья и тяжёлого забронированного коня. Сидя верхом на осле, вооружённый обычной метлой, он легко расправляется с рыцарем, неповоротливым и тяжеловесным. Так совершил ли тот янки подвиг? Неужели я Вас ещё не убедил? Ну, знаете! Вы неубедимы и непобедимы, как медный истукан Голиаф! Придётся применить последнее средство убеждения, больше их у меня для Вас нет. Попробуйте представить себе поединок на звание чемпиона мира между... чемпионом Японии в борьбе сумо и сопливым пацаном, чемпионом одесской Молдаванки по стрельбе из рогатки. А теперь спрошу я Вас: как Вы думаете, кто у кого первым запросит пощады? Могу поставить десять против одного, что это не будет мой маленький земляк! Ещё могу привести цитату из статьи Ю.М.Нагибина "О сказках и сказочниках" - предисловия к книге "Сказки зарубежных писателей" (Москва, "Правда", 1986). Любопытно, что в народных сказках и наиболее близких к ним сказках братьев Гримм герой чаще всего лишён каких бы то ни было положительных свойств, нередко он вообще "человек без свойств", и потому его победа не является торжеством добродетели. Просто ему повезло, или у него оказались могущественные помощники: кот в сапогах, серый волк, сивка-бурка, волшебная дубинка. Из этого не извлечёшь ровным счётом никакой морали. Кому тут подражать, с кого брать пример? Не дубинке же и не сивке-бурке. А герой - недалёкий сероватый парень, который то и дело попадает впросак, - спит, когда надо бодрствовать, хнычет и жалуется, когда надо действовать. Случается, что герой умеет сам за себя постоять, но тогда он берёт чаще всего наглостью и беззастенчивостью, чему подражать едва ли следует, хотя это надёжный способ пробиться в жизни. Чем дальше отходит сказка от своей фольклорной основы, тем сильнее становится в ней нравоучительное начало. В народной сказке никогда не встретишь даже слабого подобия Герды с её самоотверженной любовью, мужеством и верностью. Фольклорная царь-девица может почём зря предавать героя, а потом сочетаться с ним в счастливом браке. Интересно, знал ли Нагибин, что этот "молитвенно-ангельский" эпизод вообще был в оригинале сказки? Или читал только советский вариант?

Лея: Михаил пишет: Пусть это не заоблачный героизм, но, несомненно, хороший поступок. Поступок, безусловно, хороший. Но в жизни, как правило, отсутствуют и доспехи золотые, и скафандры, и надеяться приходится только на себя. Что касается сказок, с одной стороны с Нагибиным согласна. Но это то, что лежит на поверхности. Читала в свое время серьезное исследование по сказкам Афанасьева, и там как раз разбиралась та самая не прямолинейная составляющая, тот самый смысл, который в большинстве своем может быть утерян уже со временем. Поэтому мы сейчас воспринимаем сказки просто как некую поучительную историю, хотя закладывалось в них первоначально несколько иное...

Михаил: Да, к сожалению, Вы правы: рассчитывать можно только на себя. В крайнем случае - на верных друзей, если таковые есть.

trickster: Лея пишет: Неужели только с помощью каких-то там внешних атрибутов можно было обеспечить себе победу в схватке с птицами? Да. Мораль сказки: технология - сила! Нагибин совершенно прав насчёт народных сказок - там нет морали и нравоучительности, точнее - "мораль" там прагматичная, сказка учит выживанию. Просто эта прагматичная "мораль" со временем действительно может стать неочевидной из-за изменений в условиях жизни ("тот самый смысл, который в большинстве своем может быть утерян уже со временем.") Хотя, в народных сказках могут быть и более глубокие слои - но это отдельная тема. Не могу удержаться от пространной цитаты из Кена Кизи, там как раз о народных сказках и их глубоком отличии от привычной литературы. Кен Кизи. Песнь Моряка. -- Нет, мне тоже нравится, -- ответила Алиса. -- Она лучше многих настоящих индейских сказок именно потому, что она приукрашена. В ней есть сюжет и смысл, потому-то она и годится для кино. Настоящие индейские рассказы слишком бессмысленны, чтобы ими мог увлечься Голливуд. -- Теперь Алиса почувствовала, что братьям Бэрроу не терпится отпустить какую-нибудь шуточку. -- Бессмысленны? -- Да, бессмысленны. В индейских рассказах просто нет никакого смысла, в отличие, скажем, от "Пиноккио", где если ты лжешь, нос у тебя становится длиннее. Или в баснях Эзопа, где жадная собака теряет кость из-за того, что пытается ухватить ее отражение в воде. Неужели ты думаешь, Голливуд дал бы столько денег на съемки настоящей индейской истории? Зачем бы ему это понадобилось? Настоящая индейская история так же не нужна Голливуду, как и настоящий тотемный столб. Алиса знала, что это удар ниже пояса, но братья Бэрроу могли бы вести себя приличнее и не подслушивать, по крайней мере на глазах у всех. - Так вот я хотела спросить, что ты и твоя родня действительно ощущаете, снимаясь в этой анилиновой истории? И с этнической точки зрения, и с художественной... Алиса умолкла. Меткий удар ниже пояса. Повисла гробовая тишина -- из-за перегородки не доносилось ни единого звука. Более того, все присутствующие тоже замерли в ожидании ответа. Как же все изголодались по острым ощущениям если готовы были столь неприкрыто проявлять свое любопытство. Когда воцарилась полная тишина, девушка глубоко вздохнула и заговорила. -- Бессмысленны? -- повторила она. Алиса кивнула, подавшись назад. Прекрасное лицо девушки зловеще потемнело, а огромные черные глаза превратились в узкие щелки. Она еще раз медленно набрала воздух, странно покачивая головой, как выжившая из ума старуха. И когда она снова заговорила, голос ее стал хриплым и размеренным: -- Однажды утром... мой брат не вернулся с охоты. Я ждала его весь день. Но он не приходил. Весь день. Было очень холодно. Я знала, что на таком морозе ночь ему не пережить, поэтому я надела на себя все меха и отправилась его искать. Алиса была абсолютно поражена этим странным повествованием. Она предполагала, что ее тирада о бессмысленности коренной национальной литературы вызовет возражения со стороны братьев Бэрроу, может, даже самой Шулы, но не этот внезапный рассказ. Это превзошло ее ожидания. -- Я дошла до первого капкана и увидела, что он сработал, но в нем никого не было... и брата поблизости тоже не было видно. Я дошла до следующего капкана и увидела, что он тоже пуст... и вокруг никаких признаков брата. Так я обходила капкан за капканом и везде было одно и то же -- пружины спущены и брата не видно. Начало темнеть. Мне было очень холодно. И наконец я добралась до последнего капкана. Он не был спущен. А на ветке прямо над ним висел кожаный мешок моего брата. Я дотянулась до ветки и развязала мешок, и из него вывалилась голова моего брата. - Голова твоего брата? - Да. И изо рта и горла у него вырывалось зеленое пламя. - Зеленое пламя... - Да, -- голос девушки совсем затих, шурша, как зимний ветер из щелей подпола. -- И он лязгал зубами, словно хотел есть. -- И что же ты сделала? -- Я попятилась. Но голова покатилась вслед за мной... и пламя вырывалось из ее шеи и рта. И тогда я сняла варежки и бросила их голове, чтобы она съела их, а сама бросилась домой во всю прыть. А потом я снова услышала какие-то звуки за спиной. Это снова голова катилась за мной, клацая зубами... и зеленое пламя вырывалось из ее шеи и рта. Тогда я оторвала свою левую руку и бросила ее голове. Рука начала бороться с головой, но та откусывала от нее кусок за куском. А я все бежала и бежала. И вскоре я снова услышала клацанье зубов за спиной -- и это была голова -- она катилась все быстрее и быстрее и подбиралась все ближе и ближе... и зеленое пламя вырывалось у нее из шеи и рта. И тогда я оторвала свою правую руку и бросила ее, чтобы она боролась с головой, а сама побежала дальше. Я бежала и бежала. Но вскоре голова снова начала настигать меня, и вид у нее был еще более голодный, чем прежде. Что мне было делать? Я оторвала свою правую ногу и бросила ее, и нога принялась пинать голову... она пинала ее и пинала, пока не выкатила на лед, а со льда в воду. И голова потонула в море... а зеленое пламя по-прежнему продолжало вырываться из ее шеи и рта. А мне всю дорогу до хижины пришлось скакать на одной ноге. -- Ну и ладно. -- Алиса попыталась придать небрежность своему тону, но в горле у нее пересохло, и ей вдруг показалось, что она спиной ощущает дыхание этого студеного зимнего ветра. Она вздрогнула. -- Ты меня так успокоила. -- Но дверь моей хижины оказалась закрытой... и я не могла ее открыть, потому что у меня не было рук. И я не могла забраться по лестнице к дымовому отверстию, потому что у меня была только одна нога. Алиса ждала, чувствуя, как в ней нарастает раздражение, потому что теперь именно ей предстояло задавать вопросы. Было очевидно, что никто из остальных слушателей и не подумает это сделать. -- Ладно. И что же с тобой произошло дальше? -- Я околела на морозе. -- Вот видишь, -- простонала Алиса. -- Именно это я и имела в виду, когда говорила об этих идиотских индейских рассказах. Где в нем смысл? -- Смысл очень простой -- "не теряй варежек". -- И к Шуле незаметно снова вернулся легкий звенящий голос подростка. -- Очень хорошее место для завтрака, правда? Такое тихое и уютное. Позвольте мне заплатить. Это было так мило с вашей стороны взять меня, примитивную дикарку, с собой, накормить и напоить кофе. Я у вас в долгу.

Лея: trickster пишет: Да. Мораль сказки: технология - сила! Да я поняла). Вот и выразила свое несогласие с данной моралью. Ибо это ведет к неправильному мотивированию человека. Надеяться ты можешь на что угодно: на технологию, внешние силы, но сам при этом не плошай, как говорится, ибо чего ты сам-то в противном случае стоишь? Cовершенствуй свои способности и возможности - и будешь вознагражден стократ! Такая позиция мне намного более близка и понятна. Но это то, что лежит на поверхности, а что хотели филиппинцы сказать в данной сказке,я думаю, мы вряд ли узнаем - совершенно другая культура. Это всего лишь наш субъективный взгляд... Что касается сказок. С Нагибиным я согласна только в одном. При буквальном прочтении многих из них получается жизенный абсурд или попросту бред, если уж честно говорить). Далеко ходить не надо - "Курочка Ряба". Прочитаешь ребенку и гадаешь потом, как все это объяснить с точки зрения логики - никак). Но мне повезло в этом смысле - в школе дали задание рассказать о русских сказках, их смыслах. Тогда и познакомилась с легендарной личностью - собирателем сказок - Афанасьевым. А в статьях, которые я думаю спокойно можно в интернете найти, и говорилось как раз про глубокий смысл, заложенный в этих сказках, который зашифрован различными симовалами и образами. Каждый герой - символ, каждое действие также символично, и предназначено все это для передачи из поколения в поколение некоей жизненной философии, мудрости народной, поверий и верований (мировоззрение того времени, проще говоря). Да, многое из этого нам уже и не близко совершенно, согласна, время идет (не только наука, но и философия, религиозные воззрения продвинулись далеко вперед). Но и смысла тогда нет воспринимать сказки так, как делает большинство из нас, а потом развенчивать те самые, лежащие на поверхности вещи. Намного полезнее познакомиться с имеющимися на сегоднящний день трактовками (некоторые действительно сохранились в первозданном виде) и составить потом уже свое мнение о прочитанном. Станет по крайней мере понятно, какие ценности существовали в то время у народа, о чем задумывались, во что верили (там ведь речь идет не только о мире видимом, но и невидимом). Причем какие-то наиболее глубокие вещи, вероятней всего, переживут века. Все-таки это мудрость народная.

Ickis: Народные сказки уже давно не народные, они переписаны по сто раз, исходные сюжеты были куда жестче. Например, спящую красавицу принц (уже женатый, кстати) вовсе не целовал, а просто изнасиловал, пока она была в отключке, и уехал дальше. У нее родилась двойня, дети вылезли и кормились грудью, пока она спала, потом молоко ушло, с голодухи мальчик стал сосать ей палец, и высосал отравленный шип - тут она проснулась, поняла, что стала матерью, поехала искать отца. Нашла кстати, но тут взбеленилась законная жена, тайком приказала слугам убить детей и скормить их на пиру принцу. Потом счастливый конец - повар ослушался, сделал еду с мясом ягненка, дети живы, злая королева убита, играется свадьба. Такой натурализм и жестокость сказок были прямым продолжением жизни - люди жили тогда в маленьких избушках, всей семьей в одной комнате, зачастую под одной крышей с домашним скотом, женщины рожали прямо дома, матери умирали в родах, на обеденном столе разделывали туши убитых животных, там же лежали умершие перед погребением, детская смертность зашкаливала, все помнили умерших братьев/сестер. В общем, что такое инцест и зоофилия дети знали не по наслышке. В средневековой Европе часто случился неурожай, голод, и не так уж и редко родители убивали и ели детей - страх быть съеденным тогда был вовсе не абстракция. В лесах лютовали разбойники, в городах публично жгли на кострах и четвертовали. Ну и сказки под стать - ведьму закинули на шпиль замка, сестры Золушки отрезали себе половину ноги, чтобы влезть в туфельку, и за ними тянулись кровавые следы, и т.д. Переписчики сказок каждую эпоху подчищали жестокость, делали сюжеты мягче, но все равно исходники сборника Перро цензура сейчас бы просто не пустила. Так что нынешние залакированные диснеевские принцессы - это очень далеко от первоисточника. Но вот что характерно - тематических сюжетов там действительно практически не было.

Лея: Ну все-таки речь идет, как я понимаю, про зарубежные сказки, не про наши. Об этом слышала. Например, если "Красную шапочку" взять, там достаточно кровожадный и нелецеприятный первоначальный сюжет, который уже сам Перро, во-первых, подчистил, ну и цензоры после него также значительно постарались ( втом числе наши переводчики). Но в результате вроде бы логичной чистки (убраны были все наиболее душещипательные элементы) потерялся истинный смысл сказки. А там как раз была очень неплохая нравоучительная мораль, предназначенная вовсе не для детей. Ickis пишет: Но вот что характерно - тематических сюжетов там действительно практически не было. Да, согласна - практически не встречается.

Teddy Mouse: Вывод: для того, чтобы в саду завелась русалка, надо выполоть всю полынь и посеять петрушку. Подруге в качестве цветов можно подарить букет петрушки. Во всяком случае нельзя дарить полынь. В качестве лекарства же полынь и производную от неё фармацевтику следует употреблять только в крайних случаях. Прошу всех пересмотреть свои аптечки! Выбросьте всё лишнее.

Михаил: Но я думаю, что этого мало: чтобы в саду завелась русалка, ещё следует хоть маленький прудик сделать, отвечающий нормам жилплощади, потому что, как гласит пословица, "киту в луже не наплаваться".

Teddy Mouse: Хорошо воспитанная русалка может и в бочке жить. Имея, конечно, расчет на постепенное расширение. Да, красиво жить не запретишь, бассейн в саду, цветочки на берегу, уточки возле берегов, и кто-то всё время завораживающе булькает из середины пруда. Но это необязательно. Русалки то ведь не только водяные, есть древесные, капустные, ... "В горохе русалки водятся. Поймают - защекочут." (из какой-то детской книжки) Михаил пишет: я думаю, что этого мало само собой, речь шла о минимальной настройке конфигурации системы. Но да, с расчетом на апгрейд.



полная версия страницы