Форум » Актуальные беседы » Про биологов » Ответить

Про биологов

Hennessy: Моя любимая наука - это биология. Так было с самого раннего детства, которое я, кстати, провела в лаборантской, среди препарированных крыс и сушеных тарантулов, так как моя мама - биолог. С возрастом моя страсть не только не прошла, но и усугубилась, что привело меня на скользкую дорожку нейро- и пато-психологии. Многие, заслышав знакомый корень "психо" думают, что я разговариваю с лежащими на кушетке людьми о их маме за 100$ в час. Но нет! Те недолгие годы, что я работала по специальности, я в основном вживляла электроды в мозги разной степени разумности и с любопытством смотрела, чего же выкинет весь остальной организм владельца мозгов. Теперь, когда я окончательно ушла в сферу работы по профилю своего второго образования, далекого от мозгов, мне здорово всей этой биологической требухи не хватает. В этой связи я оказалась Подписчицей одного био-форума. Очередная обсуждаемая там тема - почему человек облысел)) ну, примат, как примат, а чего шерсть рудименцировалась? Выяснилось, что нефига не облысел, волосков на нас столько же, сколько на обезьяне схожих размеров, только они истончались и укоротились. А зачем остались? А затем, что легкое прикосновение к абсолютно лысой коже не так чувствительно, как к волосатой - волоски как антенны передают раздражение, чистая сигнальная система. И автор поста говорит, что, мол, и резкая реакция на легкие прикосновения - это рудимент борьбы с эктопаразитами. И тут я задала вопрос:"То есть, кто боится щекотки, тот молодец, эволюционно выиграл, а кто не боится - мутант, выживающий только благодаря высокоразвитой гигиене в современном обществе?" И что бы вы думали?! Меня все поддержали) я обрадованно пишу автору блога:"Женя, а сделайте доклад на тему щекотки! Зачем она, что она и тд" и что бы вы думали второй раз?)) меня ЕДИНОГЛАСНО поддерживает вся био-общественность, буквально с лозунгами" да!! Это всем интересно" , "потрясающая тема, пойду покатаюсь в источниках!" , " с нетерпением ждем доклада Евгении, это неосвещенная, но важная страница рефлексологии". Короче, к чему я пишу эту километровую простынь)))) 1. Если она доклад сделает - обещаю повесить сюда 2. Хотите найти благодатного собеседника и экспериментатора по теме - ищите биолога)))

Ответов - 33, стр: 1 2 All

rus_tk: Hennessy пишет: Выяснилось, что нефига не облысел, волосков на нас столько же, сколько на обезьяне схожих размеров, только они истончались и укоротились. И все же на некоторых индивидах больше, чем на других!

Hennessy: От человека к человеку всё индивидуально, но погрешность минимальна

rus_tk: Только сейчас заметил, как ужасно выглядит. Фото этого существа и ниже подпись про васильки... бее..


Лея: Hennessy пишет: легкое прикосновение к абсолютно лысой коже не так чувствительно, как к волосатой Может биологам виднее конечно, но у меня по ощущениям противоположное мнение - волосы как раз защищают слишком нежные участки кожи). А по поводу головы. Помню хотели на мне испробовать новейшее чудо техники - массажер для головы, такая невинная штуковина на вид, но эффект буквально превзошел все мои ожидания и я позорно сбежала с места эксперимента, оставив в полном недоумении моих коллег по работе. На повторные опыты меня уговорить не смогли, как ни старались, хотя вещь наверняка полезная во всех отношениях).

Hennessy: Лея дело в том, что если не брить, не дергать воском и тд, то на нас НЕТ и сантиметра лысой кожи

rus_tk: Hennessy , ну прям! А на ладонях и подошвах?? Даже у приматов там их вроде нет.

Hennessy: rus_tk ты прав, там лысо. Но я про тушку в основном

tt: "Женя?! Какой Женя?! Вы Женю сюда привели?!" Это - не тот? - в смысле: не та? Hennessy пишет: 1. Если она доклад сделает - обещаю повесить сюда О! Ждём-с, и даже ОЧЕНЬ! 2. Хотите найти благодатного собеседника и экспериментатора по теме - ищите биолога))) Это - точно! Да и кого уговаривать на биологические эксперименты, как не профессионала!

Hennessy: Она, моя красавица

Лея: Hennessy пишет: если не брить, не дергать воском и тд, то на нас НЕТ и сантиметра лысой кожи Я имела в виду те участки, где она растет обильно). Без волос значительно щекотнее получается, на мой взгляд. И в целом без волос щекотнее: я еще рассказ-перевод в этой связи запомнила про бедную девочку Пинки, которую мучали злые дяди, где использовался именно такой способ повышения чувствительности.

Ickis: Сразу же возражение: В русском языке под словом "щекотка" понимаются два совершенно разных феномена: легкое прикосновение, например перышком, вызывающее желание почесать это место, и сильное воздействие вроде тычков под ребра, заставляющее хохотать. У них разные рецепторы, разные проводящие пути, они идут в разные отделы мозга, вызывают разную реакцию, и соответственно имеют разную физиологию и эволюционную роль. Однако народ почему-то упорно валит их в одну кучу, из-за чего возникает путаница. Чтобы вести хоть сколько-то осмысленный научный диспут, эти два явления надо четко разграничить. Еще столетие назад ученые предложили термины knismesis и gargalesis, но в научной литературе они не прижились. Knismesis (легкое чувство зуда). Вызывается легчайшими прикосновениями к коже, например перышком или ползущим по коже насекомым. В ответ возникает желание почесать это место. Вызывается на любом участке тела, при этом можно вызвать это ощущение у самого себя. Связано с проводящими путями болевой чувствительности. Воспринимается нейтрально или даже как приятное ощущение. Gargalesis (сильная щекотка). Вызывается сильными неожиданными прикосновениями. В ответ – непроизвольный смех и движения тела. Вызывается только на определенных участках тела. Нельзя вызвать это ощущение и соответствующую реакцию у себя самого. Связь с проводящими путями тактильной чувствительности. Часто воспринимается как мучительное переживание, несмотря на смех. Эволюционная роль их тоже неоднозначна: Первый тип, почесывание и легкий зуд, вероятно происходит от груминга – вычесывания друг друга, принятое у обезьян, и поиск насекомых в шерсти, т.е. приятное успокаивающее занятие. При груминге обезьяны никогда не возбуждаются и не смеются. Равным образом, щекотка в форме почесывания не вызывает смеха и у людей. Совершенно иной тип щекотки – молниеносные прикосновения, тыканье партнера пальцем. У приматов это вызывает совершенно противоположную реакцию в виде двигательного возбуждения. При этом у обезьян возникает так называемый «протосмех», как сигнал, что агрессивное по форме поведение — всего лишь игра. Такая игровая агрессия учит прикрывать наиболее уязвимые места тела. Таким образом, эволюционная роль сильной щекотки у человека – игровое развитие социальных навыков борьбы и защиты наиболее уязвимых мест тела. Смех побуждают атакующего продолжать щекотать противника, что все как бы понарошку, а жертву такого нападения щекотка заставляет энергично сопротивляться, защищая чувствительные места, что в итоге развивает навыки защиты и нападения.

Hennessy: Писала я уж про это

Ickis: А про шерстку - совершенно другая история, тут целый детектив. Есть такая теория, что в жизни предков человека был довольно длительный период обитания на берегу водоемов, когда наши далекие прородичи много времени проводили непосредственно в воде. В пользу этого говорит целый ряд признаков, унаследованных современным человеком: - небольшие перепонки между пальцами, которые хорошо видны с ладони - у обезьян таких нет, но такое строение кисти руки хорошо позволяет плавать, - сморщив нос, человек способен полностью перекрыть воздушные пути - ни у кого из чисто сухопутных зверей такой способности нет, зато у выдры или моржа только так, - человек имеет относительно широкую ступню, по сравнению например с двуногим кенгуру, что создает необычайно низкое удельное давление на грунт, значительно ниже чему у собаки или коровы, что идеально для передвижения по топким берегам водоемов, - едва родившись, человеческий ребенок уже способен плавать, - в отличие от приматов, позвоночник человека не только гнется вперед-назад, но и поворачивается, что важно для плаванья, - в отличие от сухопутных животных, жир у человека никогда не располагается между мышц, скапливаясь только под кожей - это роднит его с водоплавающими тюленями, для которых жир необходим для теплоизоляции в воде. - разбогатев, люди делают у своих домов бассейны, ну и т.д. и т.п. Есть такой пример - в северной части Японии дико живущие мартышки научились целый день проводить в теплой воде геотермальных источников, вылезая только за пищей. У них это поведение появилось относительно недавно, и шерсть пока осталась, но очень им мешает - попробуй поплавать в свитере, а потом сидеть на берегу, пока шерсть не высохнет.

rus_tk: Довольно стройные теории и про щекотки и про шерсть.

Hennessy: Ickis Женя как раз про нее и рассказывает - опущенные ноздри, рудиментные перепонки, инстинкт плаванья новорожденных... Как говорится - так я Вам за що?!

Ickis: Я это видео не посмотрел, что-то там длинно все, непонятно кто читает. Про водный образ жизни предков я на Дискавери услышал, давно уже.

tt: Ickis пишет: Есть такой пример - в северной части Японии дико живущие мартышки научились целый день проводить в теплой воде геотермальных источников, вылезая только за пищей. У них это поведение появилось относительно недавно, и шерсть пока осталась, но очень им мешает - попробуй поплавать в свитере, а потом сидеть на берегу, пока шерсть не высохнет. Я это видео не посмотрел, что-то там длинно все, непонятно кто читает. Там приводится три теории отсутствия (вернее - истончения) шерсти: 1. акватическая - та самая водная теория; но она опровергается наличием шерсти у обезьян, ведущих частично водный образ жизни, хотя другие адаптационные признаки - например, форма носа - уже налицо (на лице ); 2. антипаразитарная - для борьбы со всякими кусающими, жалящими, грызущими, сосущими и откладывающими личинки (главным образом - совершающими все эти безобразия под кожей); 3. беговая - для улучшения охлаждения тела во время долгого выносливого бега по жаре (последний пункт объясняет "шапку" волос на голове). В конечном итоге приходят к выводу, что скорее всего причина была комплексная - из второго и третьего пунктов, а полностью шерсть не атрофировалась для повышенной чувствительности кожи опять-же ко всяким ползающим, летающим и прыгающим инсектам. Я бы, кстати, так быстро первую теорию не списывал и вот почему: помимо мартышек и прочих приматов, и у других, куда более приспособленных к воде, зверей - бобров, выдр и т.д. шерсть действительно всё равно остаётся, даже густеет, но это актуально для пресной воды. У морских же - китов, дельфинов и всяких ластоногих - нет, так что, возможно, фишка в этом.

Alchemist: Носитель шерсти авторитетно заявляет, что да, таки кожа под ней закалена хуже, чем та, что шерстью не закрыта. Лучше чувствует жару/мороз/воду. А насчет прикосновений.. нет, пожалуй, тут играет роль только осязание при помощи волос. Довольно тонкая штука) А кожа - как кожа, ничего особенного. Гораздо важнее психическое состоянье. Какая у нас веселая и любознательная био-общественность) Жду доклада с интересом. Наверняка будут спорные утверждения, но да шут с ними. Главное - лабораторные испытания)

Alchemist: И, конечно, надо собирать статистику. То-есть, произвести широкомасштабный щекоточный эксперимент с последующим опросом-выпытыванием достоверных ощущений)

Коракс: Мне известна еще одна теория человеческого "облысения". Совершенно не научная, но довольно оригинальная. Ее можно назвать теорией религиозной эволюции. В развивающихся религиозных представлениях образ божественных существ постепенно усложнялся, и от животного эволюционировал к человеческому (то бишь, условно - вместо духов-животных и вызывающих их шаманов в соответствующих шкурах появились боги а-ля древнегреческие). Поэтому если рождался ребенок (очевидно, вследствие мутации) с волосяным покровом меньшим, чем у сородичей по племени, в нем видели искру божественного и не считали уродом, а, наоборот, он становился почитаемым и привлекательным для женского пола. Божественность подтверждалась тем, что семьи, ухаживающие за таким лысым ребенком как бы умели больше остальных (надо было придумывать, чем его обогревать, защищать и пр.), соответственно, могли больше получить от жизни. Эти успехи приписывались благостному влиянию ребенка. И так постепенно появилась каста жрецов, которые были более лысыми, чем остальной "народ" - отсутствие волос автоматом записывало человеку в высшую касту. Потом жрецы сильно распространились, тк их жизненные условия были лучше. Бред бредом, но просто вспомнилось при прочтении темы.



полная версия страницы