Форум » Актуальные беседы » Про полынь и петрушку - 1 » Ответить

Про полынь и петрушку - 1

Hennessy: на Полтавщине до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь можно встретить там мавку, русалку. По поверью, увидев тебя, русалка спрашивает : "Полин чи петрушка?" Нужно ответить: "Полин!" Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: "Сам згинь!" Но если мавка услышит: "Петрушка!" - сразу же закричит: "Ти ж моя душка!" - и защекочет до смерти. вооооооооот... Мой извращенный мозг родил три вопроса... Что будет, если ты не боишься? вот ВООБЩЕ?! она будет тебя держать пока ты не умрешь с голоду?! или как? второй вопрос читайте в теме под номером 2

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

teo: Hennessy пишет: и как она их расколдовала? фу, фу, фу, пошлятина в голову лезет

Wilka: Вот не помню подробностей!В детстве одно время почему-то читала всякую мотню:африканские сказки,испанские,венгерские и т.п.

Avast: а по моему не было русалок, а были девушки которым нравилось щекотать...


Hippo77: Если русалка начинает спрашивать о петрушке, может помочь заклинание "отпусти меня, чудо-трава"... авось, и попустит :)

Михаил: Avast пишет: а по моему не было русалок, а были девушки которым нравилось щекотать... Вот и я, как атеист, тоже так же думаю. И поэтому думаю, что русалка не защекочет до смерти, а просто пощекочет в своё удовольствие и отпустит. Особенно если будет надеяться на повторение - что это не последняя встреча...

adm-shekotun: Михаил пишет: Вот и я, как атеист, тоже так же думаю Хм...... Вообще-то у православных как-то с русалками не очень...

Михаил: adm-shekotun пишет: Вообще-то у православных как-то с русалками не очень... Извините, пожалуйста, но я совершенно не понял, что значит "не очень" про русалок и православных. О чём здесь идёт речь? И, кстати, каких православных - северных или южных? В книге "Нечистая, неведомая сила", изданной в 1990 году Молодёжным центром штаба ЦК ВЛКСМ "Эдельвейс", говорится: В качестве наследства от языческих предков славян, принесённого с берегов тихого Дуная на многоводные реки славянского Востока и на его глубокие и светлые озёра, этот миф значительно изменился в Великороссии. Из весёлых, шаловливых и увлекательных созданий южных славян и наших малороссов русалки в стране угрюмых хвойных лесов превратились в злых и мстительных существ наравне с дедушкой водяным и его сожительницами вроде "шутовок" и "берегинь". Таким образом, между малороссийскими "мавками" или "майками" и "лешачихами" лесной России образовалась большая пропасть, отделяющая древние первобытные верования от извращённых позднейших. Русалок, поющих весёлые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрёпы и нечёсы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить. При этом следует заметить, что в Великороссии даже не всегда про них знают. В редких местностях вообще о них вспоминают и рассказывают как о существах живых и действующих, подобно прочей злой и уродливой нечисти. Но зато повсеместно сохранились так называемая русальная неделя и русалкино заговенье (на Петровки или апостольский пост). И эти празднества ясно показывают, насколько северная лесная русалка не похожа на ту, которая пленяла и вдохновляла наших поэтов. А от себя скажу: хотя мои корни уходят в северную Ярославскую губернию, моё представление о русалках самое что ни на есть южное: именно весёлое, шаловливое, легкомысленное создание (если, конечно, её саму не обижать). Эту разницу в отношении к русалкам можно наблюдать в двух фильмах "Питер Пэн": советский двухсерийный ("Беларусьфильм", 1987 - там они вполне безобидны) и американский, режиссёра П.Дж.Хогана (2003 - там на них даже глядеть страшно).

Не-ученый: Кстати, а хотите версию откуда русалки подцепили столь экстравагантную привычку? Очень может быть, что от татарской нечисти, именно в татарском фольклоре шурале и другие имеют склонность щекотать. Если вам нужна ниточка - то название русалки "Лобаста", встречающееся в южном фольклоре скорее всего немного переиначенное слово "Албасты", так у тюркоязычных народов называется группа нечисти. В любом случае привычка защекотывать людей встречается в массовом порядке разве что в русском и татарском фольклоре, в других просто не знаю - там это разве это эпизодически. А для разрядки - редкий случай полного поражения сверхъестественного существа http://www.planetaskazok.ru/narodrossii/ohotnikikajgusdrskz Примечание: Кайгусь - не имя, а "фамилия", род сверхъестественных существ обоего пола

sonic_heg: Эту разницу в отношении к русалкам можно наблюдать в двух фильмах "Питер Пэн": советский двухсерийный ("Беларусьфильм", 1987 - там они вполне безобидны) 2 серия, сцена с русалками с 4.47 (посмотреть можно где угодно, хоть здесь http://www.youtube.com/watch?v=uXodCoxroxQ&feature=watch-now-button&wide=1 ) Питер тоже предупреждает Венди насчет русалок. И песня у них слегка тематическая.

ursoid: Полынь, петрушка... самое верное - крапива! Во всяком случае, такой тематический рассказ я когда-то читал (не спрашивайте где, не помню). Там русалка с человеком заключила уговор. Ей, видите ли, очень захотелось самой снова стать человеком, а способ есть только один - проиграть кому-то в любимой русалочьей забаве, где им нет равных. Сумеет человек её защекотать так, чтобы о пощаде взмолилась и сознания лишилась - значит, победил, а она станет обычной женщиной. А если сам засмеётся - русалка его утащит под воду, и станет одним водянцем-утопленником больше. Человек сумел её одолеть, заманив сперва в заросли крапивы, где русалка потеряла свою волшебную силу (но не подвижность!), а потом уже в равной борьбе скрутил и связал руки-ноги верёвкой из крапивных волокон, так что ни вырываться, ни сопротивляться русалка уже не могла. Ну а потом дело техники. Крапива, кстати, издревле считалась мощным антимагическим оберегом. Достаточно вспомнить сказку про двенадцать лебедей и их сестру с рубашками. Ткань или верёвка из крапивы отвращает сглаз, снимает проклятия, отпугивает нечисть и т.д. и т.п. Что же до рассказа, то тут есть и вполне разумный аспект: залезьте-ка с голым задом в заросли крапивы, и вам сразу станет не до смеха, кто бы там ни щекотал.

Михаил: Сегодня нашёл в Интернете изображение шурале на обложке одноимённого сборника стихотворений татарского поэта Габдуллы Тукая (1886-1913):

Ickis: А вот оказывается зачем вообще русалки щекочут людей: С помощью щекотки они пытаются «распознать» живого. Ведь смех — это признак жизни. Таким же образом мертвецы обнаруживают живого и в североамериканском индейском мифе: героя, который пробирается в царство мертвых, где живут предки-животные, — щекочут. «Тогда весенний лосось сказал: «Неужели вы не видите, что он мертв?» Но тот не поверил и сказал: «пощекочите его, тогда мы увидим, жив он или мертв». (источник) Что там говорил Маркс/Энгельс - "Жизнь это способ существования белковых тел"? Фиг, жизнь - это боязнь щекотки, вот так. В ответ собственно на вопрос обсуждения, русалки наверное делают это как-то особенно, что любое живое существо неизбежно отзывается. Будучи нежитью, существами из царства духов, они слепы в этом мире, и узнают живых таким вот образом (ну или тянутся к живущим, не имея своей жизни).

Sinaeva: Ого. Век живи- век учись. Очень интересно. Спасибо! :)

Hennessy: Берегитесь, коллеги, у меня грядет зелёная неделя ) буду зазывать в гости и на природу пивка попить - не верьте

Ickis: Пива не будет?

trickster: Петрушка!

Михаил: Михаил пишет: Как-то несколько лет назад мне попалась филиппинская сказка, в которой среди прочих препятствий, которые должен был преодолеть герой, было место, населённое сказочными птицами. Всякого проходящего через это место птицы щекотали своими перьями, и те, кто начинал хохотать, превращался в камень. Подробностей, к сожалению, не помню. Вот, нашёл я эту сказку, называется она "Зеленоволосая принцесса" и опубликована в сборнике "Умная Марсела" (Петербург-Москва, "Речь", 2014). Книгу можно взять в детской библиотеке №180 (Москва, улица Профсоюзная, дом 92, телефон 8-495-335-57-22). Вот этот отрывок из сказки. На третий день бабушка Попо сказала: - Сегодня злые колдуньи не принесут ничего, зато начнут соблазнять вас птицей-семицветкой. Эта птица тому, кто её поймает, принесёт счастье и удачу, но только поймать её не удалось ещё никому. Птица эта живёт за семью горами, и каждого, кто сумеет туда добраться и подойдёт к ней, она и другие птицы, её подруги, начинают щекотать. И если человек не выдержит щекотки и засмеётся, он сразу превращается в камень. На тех горах, куда ни глянь, всюду окаменевшие фигуры людей. <...> Принц Педро не послушал брата и сестру, сел на коня и уехал. Когда Попо вернулась домой и об этом узнала, она воскликнула: - Бедный принц, он уже превратился в камень! На другое утро Попо никуда не пошла. Вдруг принц Пелипе сказал: - Верьте мне - я не только спасу брата, но и принесу семицветку! И как ни уговаривали его сестра и бабушка Попо отказаться от своего намерения, в конце концов им пришлось его отпустить. Когда принц Пелипе добрался до первой горы, к нему слетелось множество прекрасных птиц с яркими перьями Они стали щекотать его и кричать: - Вот пришёл принц Пелипе за принцем Педро и за семицветкой! Но сколько ни щекотали его птицы, принц Пелипе не засмеялся. Когда он поднялся на вторую гору, птицы снова налетели на него и начали щекотать. Однако и тут принц хоть и с трудом, но удержался от смеха. Когда же принц Пелипе достиг вершины третьей горы, птиц налетело ещё больше и они защекотали его вдвое сильней. Принц Пелипе не выдержал, засмеялся и тут же превратился в камень. Долго ждала братьев принцесса, но, не дождавшись, решила сама отправиться их искать. Как ни отговаривала Попо, как ни пугала опасностями, отговорить принцессу так и не удалось. Ильюроса сказала: - Не тревожься, бабушка Попо, моё волшебство поможет мне оживить всех, кого семицветка превратила в камень. Пусть появятся у меня быстрый как ветер конь, золотые доспехи и золотой меч! И всё это тут же появилось. Принцесса крепко обняла бабушку Попо, поцеловала её, вскочила на коня и скрылась. Когда принцесса Ильюроса поднялась на первую гору, стая красивых птиц налетела на неё и начала щекотать. Но благодаря золотым доспехам принцесса не почувствовала щекотки. Так поднималась она на одну гору за другой, и на каждой птицы налетали на неё большей стаей, чем до этого, и кричали: - Вот идёт принцесса Ильюроса за принцем Педро, принцем Пелипе и семицветкой! Но принцесса всё ехала по горам, и золотые доспехи надёжно защищали её от птиц. Наконец она добралась до седьмой горы, где жила сама семицветка. Принцесса увидела птицу и едва не ослепла от блеска её перьев. Семицветка пропела: - Вот принцесса Ильюроса, она пришла за семицветкой! Птица слетела к принцессе и села к ней на плечо. Принцесса Ильюроса схватила семицветку за хвост, вытащила из ножен золотой меч и сказала: - Верни мне двух моих братьев и их коней и оживи всех, кого ты превратила в камень! Если не сделаешь этого, я отсеку тебе голову! - Пощади меня, и я отдам тебе твоих братьев и их коней, - взмолилась семицветка. - Верни сейчас же, а то не отпущу, - пригрозила принцесса. Тогда семицветка сказала: - Вырви из моего крыла перо и воткни в землю. Принцесса так и сделала. Едва она воткнула перо в землю, как перед ней появились оба её брата верхом на конях и много других людей - все, кого птицы превратили в камень. Принцесса воскликнула: - Пусть появится золотая клетка для птицы и золотые доспехи для моих братьев! И тут же всё появилось. Принцесса посадила птицу в клетку, принцы надели золотые доспехи, и все отправились в обратный путь. И вот рисунок Леонида Владимирского: Но жаль, конечно, что именно такие там были условия. Нет чтобы: поднялся на гору, пощекотали тебя птицы в своё (и твоё) удовольствие, похохотал - и пошёл обратно, чтобы потом ещё прийти. И бог с ней, с этой семицветкой (надо думать, радужной) - все люди как-то живут без неё, и мы проживём. Просто прийти и тематически пообщаться с этими милыми птичками, тем более что они и говорить умеют.

Лея: "Сказка ложь, да в ней намек!" Сказки ведь не просто так писались, в них глубокая мудрость народа была заключена, передаваемая из поколения в поколение для научения - не только детей, но и взрослых (к сожалению, многое из этого смысла утеряно, уже не восстановить). Поэтому птицы для тематического удовольствия - это соврешенно другая литература). В этой сказке мне просто не понравился один момент, который можно было бы совершенно по-другому донести. У девушки были золотые доспехи, а зачем ей собственно они? Неужели только с помощью каких-то там внешних атрибутов можно было обеспечить себе победу в схватке с птицами? На мой взгляд, было бы куда более поучительно написать о том, что любовь девушки к братьям своим, ее сила воля и характер смогли сотворить настоящее чудо и щекотливая, но терпеливая и выносливая девушка одержала-таки победу и спасла свою семью. Потому что так обычно и происходит в жизни (по крайней мере достаточно часто), что человек в стрессовой для себя ситуации показывает возможности, о которых даже и не подозревал ранее, особенно когда речь идет о спасении близких ему людей). И откуда только силы берутся?) Да и вообще, когда сильное желание есть, много чего возможно...

Михаил: Здесь Вы правы. Именно поэтому, когда Г.Х.Андерсен вставил эпизод, когда Герда на подходе ко дворцу Снежной Королевы читает молитву, и ей на помощь приходят ангелы, то я, как атеист, счёл, что этим эпизодом автор оскорбил Герду. Это один из немногих случаев, когда советская цензура сделала хорошее дело, удалив этот эпизод и показав, что Герда - сама, без посторонней помощи! - преодолела все преграды. Как я узнал позже, от подобного гадкого эпизода цензура освободила ещё одну сказку Г.Х.Андерсена - "Дочь болотного царя". Возвращаясь к "Зеленоволосой принцессе", можно сказать, что, если бы сказку сочиняли в наше время, то, возможно, принцесса заказала бы себе скафандр. Но всё же, как ни крути, а она спасла и своих братьев, и всех, кто был превращён в камень ранее. Пусть это не заоблачный героизм, но, несомненно, хороший поступок. Давид Найдис в "Библейской правде" так пишет про поединок своего тёзки с Голиафом: И здесь пришла пора высказать очередную крамольную мысль: подвиг юного Давида непомерно раздут! Говоря начистоту, это вовсе не был никакой подвиг. Потому что, совершая подвиг, человек сознательно идёт на верную смерть. Когда воин бросается на амбразуру дзота, он совершает подвиг. Известно более тридцати случаев, когда солдаты Красной Армии закрывали грудью фашистский дзот, спасая жизни своих товарищей и позволяя им захватить стратегическую высоту. Кстати, к Вашему сведению, среди этих тридцати героев, совершивших подвиги во славу Родины, были три еврея. Некоторые из тридцати бойцов всё же остались живы. Но это не умаляет их заслуг, - они шли на верную смерть. Поступок Давида нельзя назвать и героическим поступком. Потому что, совершая героический поступок, человек рискует жизнью. Тот, кто бросается в горящий дом, чтобы спасти ребёнка, тот, кто идёт с гранатой на танк, тот, кто в одиночку врывается в бандитское логово, - совершают героический поступок. Поступок Давида нельзя назвать и смелым поступком. Потому что, совершая смелый поступок, человек рискует своим здоровьем, рискует быть раненым, изувеченным, рискует заразиться опасной болезнью. Войти безоружным в клетку со львом, схватиться в единоборстве с заведомо более сильным противником, остановить коня на скаку, лечить больного тифом вне больничных условий, - всё это смелые поступки. Поступок Давида был просто поступком. Пусть даже с большой буквы "П". Утверждая это, автор вовсе не желает умалить достоинств Давида. Автор (тоже, кстати, Давид) очень уважает людей поступка, людей дела, а не слова. Тех, которые что-то делают, а не говорят, что могли бы сделать ещё лучше. Написав эту книгу, автор без ложной скромности считает, что совершил поступок. Ловкий, сильный, меткий бросок Давида был Поступком без всяких высококачественных определений. Но белокурый юноша не шёл на верную смерть, не подвергал никакой опасности ни жизнь свою, ни своё здоровье. Он рисковал не более, чем рискует метатель молота на спортивных соревнованиях. Могучий Голиаф, с его трёхпудовыми латами, не представлял для Давида абсолютно никакой опасности. Посудите сами: опасен удав для муравья? Огромный слон панически боится маленькой мышки. Она его может укусить, а он её - нет. Он даже растоптать её не может. Пока подымет и опустит ногу, мышка прогуляется под ней десять раз туда-сюда. Давид не зря отказался от лат и от меча. Они бы только сковывали его движения. Это был неравный поединок. Огромное преимущество было на стороне Давида. Он был лёгок и ловок, быстро перемещался по полю, мог увернуться от удара. Но он даже не вошёл в контакт с Голиафом, он был недосягаем для богатырского меча. Голиаф не только не имел возможности рассечь его, но не мог даже ущипнуть такого противного противника. Если бы Голиаф погнался за Давидом, поединок кончился бы для него ещё позорнее, - он умер бы от разрыва сердца. Известный исторический пример. Легко одетые и плохо вооружённые воины Александра Невского наголову разбили неповоротливых немецких рыцарей, под тяжестью которых трещал и ломался лёд. В книге Марка Твена "Янки при дворе короля Артура" есть забавный эпизод. Молодой парнишка янки, волею судьбы заброшенный в средневековую Англию, вызван на поединок одним из грозных рыцарей короля Артура. Как и Давид, он отказывается от лат, копья и тяжёлого забронированного коня. Сидя верхом на осле, вооружённый обычной метлой, он легко расправляется с рыцарем, неповоротливым и тяжеловесным. Так совершил ли тот янки подвиг? Неужели я Вас ещё не убедил? Ну, знаете! Вы неубедимы и непобедимы, как медный истукан Голиаф! Придётся применить последнее средство убеждения, больше их у меня для Вас нет. Попробуйте представить себе поединок на звание чемпиона мира между... чемпионом Японии в борьбе сумо и сопливым пацаном, чемпионом одесской Молдаванки по стрельбе из рогатки. А теперь спрошу я Вас: как Вы думаете, кто у кого первым запросит пощады? Могу поставить десять против одного, что это не будет мой маленький земляк! Ещё могу привести цитату из статьи Ю.М.Нагибина "О сказках и сказочниках" - предисловия к книге "Сказки зарубежных писателей" (Москва, "Правда", 1986). Любопытно, что в народных сказках и наиболее близких к ним сказках братьев Гримм герой чаще всего лишён каких бы то ни было положительных свойств, нередко он вообще "человек без свойств", и потому его победа не является торжеством добродетели. Просто ему повезло, или у него оказались могущественные помощники: кот в сапогах, серый волк, сивка-бурка, волшебная дубинка. Из этого не извлечёшь ровным счётом никакой морали. Кому тут подражать, с кого брать пример? Не дубинке же и не сивке-бурке. А герой - недалёкий сероватый парень, который то и дело попадает впросак, - спит, когда надо бодрствовать, хнычет и жалуется, когда надо действовать. Случается, что герой умеет сам за себя постоять, но тогда он берёт чаще всего наглостью и беззастенчивостью, чему подражать едва ли следует, хотя это надёжный способ пробиться в жизни. Чем дальше отходит сказка от своей фольклорной основы, тем сильнее становится в ней нравоучительное начало. В народной сказке никогда не встретишь даже слабого подобия Герды с её самоотверженной любовью, мужеством и верностью. Фольклорная царь-девица может почём зря предавать героя, а потом сочетаться с ним в счастливом браке. Интересно, знал ли Нагибин, что этот "молитвенно-ангельский" эпизод вообще был в оригинале сказки? Или читал только советский вариант?

Лея: Михаил пишет: Пусть это не заоблачный героизм, но, несомненно, хороший поступок. Поступок, безусловно, хороший. Но в жизни, как правило, отсутствуют и доспехи золотые, и скафандры, и надеяться приходится только на себя. Что касается сказок, с одной стороны с Нагибиным согласна. Но это то, что лежит на поверхности. Читала в свое время серьезное исследование по сказкам Афанасьева, и там как раз разбиралась та самая не прямолинейная составляющая, тот самый смысл, который в большинстве своем может быть утерян уже со временем. Поэтому мы сейчас воспринимаем сказки просто как некую поучительную историю, хотя закладывалось в них первоначально несколько иное...



полная версия страницы